Новости
- Батюшка благословил, новоизбранного председателя сельского совета села Маяки, Дяченко Виктора Юрьевича.
- 01 Ноябрь 2015
В воскресенье , 1 ноября, избранный жителями села Маяки на пост председателя сельского совета Дяченко Виктор Юрьевич посетил воскресную службу,по окончании выступил со словами благодарности перед прихожанами нашего храма, за оказанное ему доверие на выборах. В заключении, отец Георгий благословил Виктора Юрьевича на честную и плодотворную работу для процветания села и нашего прихода.
- 22 октября в ходе своего архипастырского визита в Беляевское благочиние Одесской епархии Высокопреосвященнейший Агафангел, митрополит Одесский и Измаильский посетил храм села Маяки.
- 22 Октябрь 2015
В селе Маяки Беляевского района митрополита Агафангела встречали многочисленные прихожане во главе с отцом настоятелем протоиереем Георгием. Владыка осмотрел строящийся храм и после проповеди преподал всем архипастырское благословение.
Как выразить сочувствие в горе
Как выразить сочувствие в горе
Похороны. Очень болезненный момент бывает для семьи, когда умирает близкий человек. Как проводить его в последний путь, какими должны быть действия и слова сочувствия?
Что нужно сделать с телом человека, душа которого ушла в вечность? Сначала надо расстелить на полу что-то вроде клеенки, положить усопшего на пол и человеку соответствующего пола обмыть тело водой либо протереть влажной тряпочкой и одеть в погребальные одежды, в которых он будет лежать в гробу. Какой должна быть одежда? Как правило, новой. Обычно, мужчину одевают в светлую рубашку, темный костюм. Прежде были белые погребальные одежды.
Женщину можно одеть в венчальное платье, если оно у нее сохранилось. Так же венчальный костюм можно надеть и на мужчину. Если же они не сохранились, то просто надеть чистую одежду.
Прежде, чем положить тело усопшего в гроб, когда уже готова подушечка из опилок, на дне рассыпаны опилки и все это покрыто простыней, окропляют святой водой сам гроб,- крышку его, крест, который вкопают в могилу. Когда тело еще не положено в гроб, по усопшему совершается лития. После положения тела во гроб над ним совершается панихида. Очень хорошо, чтоб верующие люди читали по усопшему псалтирь в течение всех сорока дней. Поэтому родные должны побеспокоиться, кому читать псалтирь -об усопшем.
Раньше существовал обычай, когда тело усопшего приносили в храм накануне дня погребения и гроб с телом эту ночь стоял в храме. Сейчас далеко не всегда бывает такая возможность. Но хотя бы отпевание совершать надо все же в храме. Бывают такие ситуации, что тело человека уже предано тлению, идет неприятный запах. В таком случае тело усопшего в храм не вносится, ставится перед храмом в церковной ограде, где и совершается отпевание.
Существует неправославный, языческий обычай, когда под гроб усопшего кладут топор, начинают бросать монеты в гроб или в могилу или же, когда выносят покойника, в доме переворачивают столы, стулья. Ничего этого делать не надо — все это связано с языческими обычаями. Плакальщицы о покойном - - это тоже нецерковная- традиция.
Пока с покойным не простились все его родные, не надо покрывать лицо усопшего церковным покрывалом. Это делается только после отпевания и прощания — после этого закрывается крышка гроба и его опускают в могилу.
Что кладется в гроб с усопшим? Непременно надо оставить па усопшем нательный крест — ведь с крестом христианин должен был пребывать всю прошедшую жизнь. Надевать же крест на неверующего, никогда его не носившего, пользы будет мало... Кроме того, в руки усопшего дается погребальный крест, обычно черного цвета. Затем священник, совершив чип отпевания, дает ему разрешительную молитву в руки, рядом с усопшим ставится икона Божией Матери или Спасителя — эту икону можно оставить в храме по желанию родныхили же ее оставляют в гробе вместе с усопшим.
Затем, когда приносят покойника на кладбище, если здесь есть священник, то хорошо бы совершить краткую литию об усопшем человеке. Затем саму могилу окропляют святой водой. Если нет священника, кто-нибудь из родных, близких, верующих может сам это сделать. Если усопший человек был верующим, ходил в храм, соборовался, то после того, как предали его земле, возливают на него, на пелену соборное масло — так же крестообразно. Пепел — перегоревший уголь и перегоревший ладан — высыпаются из кадила на могильный холмик, в специальное углубление, сделанное в могилке, чтобы ветер не разнес святую пыль, затем ямочка сравнивается.
Милостыня. Не надо забывать, что наши родные живы — душа бессмертна, она даже не стареет. Все равно мы в душе остаемся такими же молодыми, как были когда-то в свои 18 лет. И когда душа разлучается с телом, она не исчезает в небытие, не превращается в ничто и не переходит в цветок или животное — она идет туда, куда Бог определил ее. И здесь нужно помнить, что наши родные, близкие люди всегда нуждаются в нашей молитве, в нашей милостыне о них. Кстати, это одна из очень хороших традиций — истинно православных традиций, когда об усопшем человеке раздают милостыню — оделяют детей или неимущих конфетами, выпечкой, раздают духовные книжечки, жертвуют что-то из вещей или одежды покойного. Хорошо бы, чтоб те, кому эта одежда или иная милостыня предназначается, помолились за человека, вздохнули о нем. В некоторых местах есть очень странный обычай — до сорокового дня ничего не раздавать из одежды отошедшего в мир иной (якобы почему-то нельзя этого делать). Считаю, не только можно, но и нужно раздавать, потому что душа-то в сорокадневный период проходит мытарства, ей нужна сугубая помощь — молитвенная, чтение псалтири, приношения в храм Божий, поминовения на проскомидии, ей нужна милостыня. Все это умилостивляет Творца, облегчает прохождение мытарств.
Обычай занавешивать зеркала, останавливать часы связан с тем, чтоб почтить память усопшего,.ни на что не отвлекаться. С религиозной же точки зрения эти действия ничего не значат. Если же в это привносится представление о том, что так якобы препятствуют возвращению души в дом, то таких языческих, мистических действий лучше избегать.
Бессмыслен и даже вреден обычай ставить к портрету умершего стакан воды, покрытой хлебом, а иногда даже и водку. Это самое грубое язычество! Это грешно делать: к иконам, к святыням ставить водку или даже воду. Душа ведь сюда не придет пить, а придут "пить" бесы, которых ожидают и которых встречают таким образом. Или, скажем, оставляют место за трапезой для усопшего. Но ведь ему это не нужно — милостыня ему нужна, молитва нужна.
Иногда путь покойника от дома к катафалку устилают еловыми ветвями — есть в некоторых местах такой обычай. При этом бабушки строго наблюдают, чтоб ветки были уложены иголками вниз. Думается, это не имеет никакого значения — и стоит ли придавать значение таким мелочам и забывать при этом главное: молитву?
Поминовение. Первые сорок дней после кончины посвящаются сугубым молитвам за усопшего, все эти дни его именуют в молитвах новопреставленным. Особое поминовение совершают в третий день — в воспоминание о том, что Господь наш Иисус Христос воскрес из мертвых "в третий день по Писанием". В девятый день мы молимся о том, чтобы заступлением и молитвами девяти ангельских чинов душа умершего была помилована. А в сороковой день — в память о том, что Господь наш Иисус Христос вознессся на Небеса в сороковой день по Своем Воскресении. Главными днями памяти усопшего становятся годовщины кончины, а также дни тезоименитства. Обязательно также поминовение во Вселенские родительские Субботы.
В годы безбожия во многих людях оскудело благочестие, и немало из тех, что считают себя православными, в памятные дни усопшего родственника отправляются лишь на кладбище, забывая о храме, об обеднях о упокоении души, о панихидах. Тогда как усопшему нужна в первую очередь молитва: как на богослужении в храме, так и в домашнем правиле.
В третий, девятый, сороковой дни и годовщины (а где принято, также в двадцатый день и полгода) память усопшего следует почтить чтением панихиды. Все сорок дней после кончины — время особого поминовения, когда решается судьба души почившего, — ежедневно должен читаться Канон об усопшем. Все эти последоваиия можно читать как дома, так и на кладбище. Если краткая лития совершается без священника, то ненадо произносить слов диакона и не возглашать ектеньи. Можно зажечь при этом на могилке и церковные свечи, но огарки их лучше забирать с собой для того, чтоб свеча не была в поругании у людей неверующих, пришедших на могилку после вашего ухода.
Поминовение усопших сопровождается обычно поминальной трапезой, которая начинается со вкушения кутии. По обычаю, в Средней России принято подавать на поминках блины и кисель. Еще раз повторю, что недопустимо ставить на стол и даже под иконы яства и напитки как бы для умерших. Это языческий обычай. Апостольские правила запрещают употребление вина и других спиртных напитков на поминальных обедах.
К сожалению, иногда даже церковные люди не могут устоять перед давлением родственников и соглашаются на присутствие спиртного на поминках (якобы по "народному" обычаю, чтобы "не обидеть" родных и соседей). Мы же должны думать не об ублажении соседей, а прежде всего о спасении души наших ближних и помнить о том, что элементы языческой тризны, нетрезвого пиршества на поминках могут принести страдание дорогим нам людям. По рассказам некоторых старцев, были явления из того мира, которые говорили нам о том, что если человека поминать вином, то страдания усопшего усугубляются... Понятно, что употребление спиртного и пиршества на самих могилах тем более недопустимы. Хотя можно по обычаю покрошить хлеба, насыпать зерна на могилу для птичек небесных, которые тоже молятся, просят Бога о помиловании усопшего^
Если день девятый, сороковой выпадают (на среду или пятницу, можно перенести поминальную трапезу на более ранний день — совершить ее накануне, допустим, до истечения 40 дней. Если поминки приходятся на Великий пост — поминать скромно, постной пищей, и тогда лучше в воскресенье — по той причине, что в эти дни благословляется трапеза с растительным маслом. А по уставу в дни первой седмицы Великого поста в храме даже не отпевают покойника — можно сделать это только дома или на кладбище. Панихиды в храме переносятся на предстоящее воскресенье или проводятся на неделю раньше. Так же и на страстной, седмице.
Что же должно быть на поминальной трапезе, чтоб это было и милостыней за усопшего, и не оскорбило бы духовных чувств? Во-первых, кутья — рис с медом, с изюмом. Зерно -- это символ жизни, ибо в нем заложена жизнь. Посеешь зерно в землю -умрет и произведет плод. Так и человек: ушел в вечность -- он принес там плоды, такие, какие посеял в этой жизни, — хорошие или плохие.- Почему все стоим с зажженными свечами, когда поминаем покойного в храме на панихиде? В знак того, что свет Христовой веры не погас для наших усопших, отошедших в жизнь вечную, и по вашей молитве, молитве всей Церкви, молитве каждого человека, Господь может изменить загробную участь усопшего.
Хорошо проводить панихиды в третий день, в девятый, в сороковой, в годовщину смерти. Очень хорошо об усопших близких подавать заказные записки на литургию — с выниманием частиц, ибо это самая высокая, самая сильная молитва, когда за усопшего человека Церковь возносит свою молитву, вынимается частица, опускается священником во Святую Чашу со словами: "Отмый, Господи, грехи поминавшегося здесь кроешь Твоей честною, молитвами святых Твоих". Ничего не может быть выше и сильнее страданий Христа — в этом самая большая важность церковной молитвы. Но надо молиться и дома. "Прошу вас, братия, непрестанно молитесь — чтоб по грехам не быть ввергнуту в огонь вечный, но по вашим молитвам удостоить их райских обителей'1, — это слова из чина отпевания. То есть Церковь от лица усопших призывает нас каждый день вспоминать в своих молитвах отшедших в вечность людей.
На поминальной трапезе можно после принятия первого блюда сделать маленький перерыв, который заключается в следующем: всем подняться из-за стола, кто-нибудь из присутствующих скажет: "Во блаженном успении вечный покой подай, Господи, усопшему рабу Твоему (имя) и сотвори ему вечную память", — и тогда все потихонечку начинают петь "Вечная память". Перед принятием пищи, как обычно, читается "Отче наш". В конце трапезы можно пропеть "Вечную память", чтоб не получилось: собрались, поели, побеседовали и ушли. Не забывайте того, ради чего пришли. Допустимо говорить и похвальные слова усопшему.
Утешение, соболезнование родным лучше всего выражать деликатно, чтоб не усугублять излишними трагичным, безысходным выражением лица человеческого горя... Надо, чтобы родные почувствовали, поняли, что жизнь тела прекращается, а душа бессмертна, душа вечна. Она не умирает, она живет. И надо говорить: "Здесь вы молитесь о родственнике — и ваш родственник тоже здесь, с вами. Если будет Богу угодно, мы там встретимся с ним — и ваша молитва облегчает участь человека". Чтобы утешить в горе, можно и молча обнять, и поплакать вместе, и утешить сердечным участием, взглядом, пожатием руки...
Траур. Во время траура принято отказываться от всех празднеств, от посещения театров, гостей, других развлечений.
Глубокий траур носят по отцу, матери, деду, бабушке, мужу или жене, брату, сестре. Как долго длится траур? В России существовали обычаи, по которым траур по мужу продолжался два года, по жене — один год, по отцу, матери или же детям — один год
Назад к списку